Барселона

Барселона

    Барселона (Barcelona) – это город и средиземноморский морской порт, расположенный на северо-востоке Испании, между реками Льобрегат и Бесос. Барселона является административным центром автономной области Каталония. Это второй по числу жителей населённый пункт в стране, после Мадрида. В Барселоне живёт более 1,8 млн. человек, количество жителей растёт очень быстро, так, согласно переписи в 1940 году в городе было 1081,2 тыс. чел., в 1950 - уже 1280,2 тыс. чел., а в 1960 - 1538,7 тыс. человек. Городской округ Барселоны занимает почти 10 тыс. га. 

   Современная Барселона – это красивый город, удивительно многоликий и динамичный. Он занимает первое в Испании место по посещаемости, ежегодно принимая туристов со всех концов света. Барселона, хоть и является испанским городом, исторически очень близка Марселю и Милану, ассоциируясь у большинства туристов с классикой Средиземноморья. 

  Главное отличие каталонской столицы от знаменитых европейских городов, славящихся на весь мир монументальностью, в том, что этого город, как будто собран из различных частей одной мозаики, которые, дополняя друг друга, создают неповторимый колорит очаровательной Барселоны. Возможно, именно «многоликость» является причиной того, что город признан истинно «европейским». Его жители считаются поклонниками всех видов искусства, музыки, живописи, архитектуры.  

    Только экскурсионная прогулка по Барселоне даёт возможность испытать особое очарование города-легенды, воочию увидеть как менялись эпохи, посмотреть на бережно хранимые памятники прошлого. Незабываемое впечатление производит Готический квартал, узкие холодные переулки, которого на 700 лет старше всех остальных районов города. Современная Барселона – это ещё и крупный торгово-промышленный центр, это следствие того, что там расположен один из самых больших морских портов Европы.
   
    Приток туристов и развитие инфраструктуры, появление новых комфортабельных отелей, стадионов и т.д. началось огромными темпами в 1987 году. Причина понятна: Хуан Антонио Самаранч, уроженец Барселоны и действующий президент Международного Олимпийского Комитета, официально объявил, что в 1992 году там пройдут Олимпийские игры. 

    Город имеет замечательное соседство, с точки зрения туристического бизнеса. Он окружён всемирно известными курортами: Коста-Брава, Коста-Дорадa, недалеко находятся Балеарские острова, среди которых особенно привлекательны для туристов Ибица и Майорка. 

   В городе гармонично соседствуют древние исторические здания, дворцы, церкви и ультрасовременные отели, развлекательные и торговые комплексы. Можно прогуляться по широким улицам, вдоль которых растут шикарные платаны и пальмы, поразиться красоте множества небольших площадей или укрыться от людской суеты в небольших уютных парках

    От Ворот Мира, в северо-восточном направлении, пересекая весь старый город, проходит знаменитый бульвар La Rambla, отражающий все красоты, элегантность, величие и вечность барселонской души. Знметит этот бульвар тем, что в художественную школу, расположенную здесь ходил сам Пабло Пикассо, а так же Хуан Миро и Бунуэль. Здесь же оттачивалось мастерство гениального архитектора Антонио Гауди. Антонио Гауди был патриотом своего города, он вложил в Барселону свой талант, мечты, во многом, величие и уникальность Барселоны – именно его заслуга. Его творения: Дом Мила, Парк Гуэль, коттедж Эль Каприччио, епископский дворец, Ла Педрера, Дом Баттльо, баллюстрады беседок, ограды, решётки и витражи, котрые не перестают удивлять и радовать гостей и жителей каталонской столицы.  
Храм Саграда Фамилиа (Храм Святого Семейства). Своеобразной визитной карточкой Барселоны является Храм "Святого семейства". Удивительное монументальное сооружение, строительство которого не прекращается и по сей день. В этом здании отражается вся многогранность таланта архитектора Антонио Гауди, мистика удивительным образом гармонирующая с классикой, элегантность и строгость линий - с фантастическими сюжетами.


   Задумывая этот собор, искупительный Храм, Антонио хотел искупить грехи нашего материального мира, стремился призвать к равенству и братству всех людей планеты. Предистория создания этого сооружения удивительна и полно роковых совпадений. Идею создания храма предложил молодой священник Маньяне преуспевающему в то время книготорговцу Жузепе-Мария. Книготорговец сделал многое, что бы эта идея начала воплощаться. О Соборе было написано в журнале, и это стало поводом для первых добровольных пожертвований на строительство Храма Святого семейства. Значительный вклад в богоугодное дело внесли члены "Общества почитателей Святого Иосифа", в котором состоял книготорговец. Когда строительство Храма началось, к мнению Жузепе-Мария прислушивались все. 

   Создание Собора поручили архитекторам Франческо Вильяру и Жоану Мортареллу. На первом этапе возводили часовню - Крипту. Вильяр взял на себя руководство процессом, именно он определил стиль и внутреннее убранство растущей часовни. Совершенно неожиданно Вильяр вдруг отстранился от этого проекта. Неизвестно, то ли мастер рассорился с «Обществом почитателей Святого Иосифа», которое активно вмешивалось в творческий процесс, то ли архитектор заболел, ведь он был уже немолодым человеком. Тогда Мортареллу пришлось подыскивать нового соратника. Так в проекте появился Антонио Гауди. Зачинатель постройки Жузепе-Мария Бокабелья хотел лично познакомиться с новым архитектором, так как слухи о нём ходили самые противоречивые. Первая встреча поразила книготорговца, лишив его дара речи. Как писал в мемуарах Жозеп Пижуан, современник Бокабельи, известный архитектор и член общества Святого Иосифа, ещё до начала строительства один из родственников книготорговца узнав об идее Храма воскликнул «Строить храм будет архитектор у которого голубые глаза!». «Почему именно голубые?» - поразился тогда Бокабелья … Минуло неполных 10 лет, и перед книготорговцем возник этот человек с ярко-рыжими волосами и бездонными голубыми глазами - архитектор Антонио Гауди. Новый архитектор тот час же приступил к возведению Храма Святого Семейства. Гауди не стал менять концепцию Крипты, заложенную Вильяром, но довольно значимые поправки всё же внёс. Например, была увеличена высота свода часовни, и это значительно улучшило освещённость помещения. Вокруг часовни, для нейтрализации сырости, был проложен глубокий ров.  
 
   Здание получилось весьма консервативным, совершенно не свойственным Гауди. Освятили часовню и начали там службы уже в 1885 г., а остальное строительство приостановили – не хватило денег. Только в 1890 г., были собраны новые пожертвования и Гауди приступил к работе. «Это будет великий Храм современной Каталонии», - повторял архитектор, возводя уникальное строение. Буквально на глазах в небо взметнулись башни, напоминающие сталагмиты, уже в 1895 г. Была отстроена апсида - алтарный компонент храма, составленный из семи отдельных небольших часовен. На их формах все еще отражалось влияние консерватизма, неоготики, однако шикарный декор с элементами флоры и фауны подарил облику апсиды вид таинственной мифический скалы. Творческая фантазия Гауди уже тогда создала планируемый облик Храма Святого Семейства. В планах он виделся подобием Базилики, с той же формой латинского креста, а в центре креста планировался величественный купол высотой 170 метров - Символ Христа. Купол храма обрамляют три фасада, мощных, монуменитальных, обращенных на восток, юг и запад. Восточную сторону венчал фасад Рождества, на западе располагался Фасад Страстей Господних, а на юге - Фасад Славы. На каждом фасаде - башенки-колокольни, при создании которых Гауди тщательно учитывал все тонкости законов акустики. По его задумке колокола должны были колебаться ветром, проходящим в просвет башен, прославляя мелодичным гулом Господа. На вершине башен были запланированы специальные углубления в которое устанавливались прожекторы: и в пасмурную погоду, и ночью, храм оставался обителью света.

   Средств на строительство снова не хватало и работы прекратились. Архитектор остался не у дел. Через 6 месяцев старый больной архитектор попал под трамвай. Только благодаря какой-то женщине, в этом нищем оборванце люди узнали знаменитого архитектора, иначе быть бы ему захороненным в общей могиле для неизвестных.  
Похоронили Антонио Гауди похоронили в его любимом крипте Собора Святого Семейства. Когда финансирование проекта возобновили, за дело взялись его ученики, потом, ученики учеников, свято передавая от поколения к поколению чертежи, оставленные архитектором. Конечно, стиль храма меняется: плавность линий, любимая Гауди, потихоньку уступает рубленым формам, стилю нашего современника – Субиракса. Этот человек сегодня руководит строительством Храма. Можно отметить несоответствие стилей, дисгармонию комплекса, Саграда Фамилиа (так называют храм местные жители) рождает противоречивые чувства.
 
   Событие 28 ноября 2000г., добавляет таинственности знаменитому долгострою в Барселоне. На этот день была назначена церемония освящения Саграда Фамилиа. Однако в процессе мероприятия начался ураган, сбросивший на площадку Храма одно из наверший, украшающих арку окна. Освящение было всё же проведено, каталонцы не сочтли инцидент дурным знаком. Современные жители Каталонии, жервующие на продолжение строительства с нетерпением ждут окончания работ. Хотя никто не может ответить на вопрос о том, когда же собор будет завершён. Когда об этом в своё время спрашивали Антонио Гауди, он философски говорил: «мой заказчик не торопится».
 
   Готический квартал. Старинная, на первый взгляд, мрачная каменная экспозиция с малюсенькими магазинчиками, кафешками и тавернами - основа старого города. В центре Готического квартала - мэрия и, построенный ещё в XV в., дворец правительства Каталонии. Резиденция каталонских монархов - Большой Королевский дворец, созданный в XIV в. До сих пор горделиво возвышается на Королевской площади, сохранившей средневековый стиль. Великолепен тронный зал Королевского Дворца - Тинел размером 35,5 на 17 метров. Гордость Готического квартала - кафедральный собор Барселоны, который строили с 1298 г. и до 1448 года, частично используя уже имеющиеся на этом месте на месте вестготско-романские постройки. Главный фасад собора был закончен лишь в XIX в. Этот огромный собор посвятили святой Евлалии, он включает 29 капелл, потрясающие великолепием хоры, удивительный резной главный алтарь. Внутренний дворик собора окружен крытой галереей. Там находятся гробницы богатых и знатных горожан, их покой «охраняется» гусями. Дворик утопает в зелени: магнолии и пальмы, апельсиновые деревья, буйство зелени и запахов. Неподалёку от Собора располагается дворец Льоктинет XVI в. Постройки с внутренним двориком эпохи Возрождения, а так же музей Маркеса, названный в честь скульптора, на чьи деньги он был выстроен. Там находится огромная коллекция скульптур. На выходе из Готического квартала, как два гигантских сторожа стоят римские башни от ворот епископа. Недалеко от них стоит удивительно красивая готическая церковь Санта-Мария-дель-Мар, строили которую 50 лет, начиная с 1329 г. Что удивительно - церковь построена в едином стиле. На Эль Борн (это площадка с восточной стороны церкви) в XIII - XVII в. Традиционно проводились турниры, поединки и праздники. Архаичен и прекрасен дом №17, на площади это единственный сохранившийся до наших дней образец барселонского дворца XIV в. Конечно же мало кто пройдём мимо расположенного рядышком Музея П.Пикассо. Здания дворцов XIII-XV вв. хранят 3600 работ знаменитого художника, который в молодости учился здесь, в Барселоне. 

Порт

   Статус порта в средневековье вполне естественно означал, что город этот обязательно будет богатым. Барселона стала крупным банковским центром Европы уже давно. Изначально, там, где сегодня располагается порт, находилась якорная стоянка кораблей, удобно расположенная к югу от горы Монтжуик. Ей пользовались феникийские и фоцейские торговцы в X-XII вв. Естественно, на стоянке случалось всякое, она не защищена от непогоды, корабли могло запросто унести в море, поэтому 1428 году было начато строительство большого искусственного порта. Тогдашний король - Альфонсо V Щедрый дал разрешение на строительство, понимая его важность для города и удобства приезжих и местных купцов. Сегодня, порт - это 750 гектаров «закрытой» воды, глубина здесь 20 метров, а молы для коммерческой деятельности тянутся на 10.000 метров. Современный порт Барселоны имеет специальные (расположенные на краю) причалы для судов перевозящих нефть, газ, холодильные установки, асфальт, а так же отдельные молы для судов с цементом, зерном и т.д. Инфраструктура порта развита необычайно и включает: завод по газификации жидкого метана, завод по приему и отгрузке поташа, а так же более 1.000 м. железнодорожных путей, соединяющих порт с местами, где добывают калиевые соли Суриа. Перевозка пассажиров осуществляется с пяти причалов. Из порта можно на регулярном морском рейсе попасть на Балеарские острова, остров Гран Канария и Генуей. 
 

Испанская Деревня

   Склон горы Монтжуик, невдалеке от порта – одно из любимых туристами мест. Там находится знаменитая на весь мир Испанская деревня (Poble Espanyol). Это уникальный музей под открытым небом, там можно увидеть всё традиционные типы домов, строений, улицы и площади из различных мест Испании. Испанская деревня была создана к открытию Всемирной Выставки в 1929 году, этот ансамбль произведений гражданской архитектуры разных стилей и эпох, даёт полное представление об особенностях архитектурно-ремесленного образа каждого региона страны. Части, создающие комплекс, это общие элементы любой испанской деревни: церковь и мэрия, центральная площадь Пласа Майор и магазины, кустарно-ремесленные мастерские, воссоздающие быть скромных общин Испании. Достопримечательностью Испанской деревни считается музей промышленности и декоративного искусства. 20 улиц, 7 площадей, монастырь, дома и магазины – всё это яркая имитация настоящей испанской деревни. Войти Испанкую деревню можно через Ворота Сан Висенте. Эти ворота – полная копия ворот города Авила, Кастилия. На Кастильскую площадь и далее через арки Сангуэса, Наварра, к величественной Пласа Майор, ведёт уникальный экскурсионный маршрут по Испанской Деревне. 

Гора Монтжуик

   Поскольку гора расположена недалеко с порта, ей исторически предписывалось важнейшее место наблюдательного пункта и защитного рубежа. История Монтжуик ведётся со времён древнейшего иберийского поселения лайетанов, но особенно привлекательной для туристов гора стала после глобальной реконструкции зданий и сооружений к Всемирной Выставке в 1929 году. Уже в XI в. вершина Монтжуик являлась сторожевым местом, где дежурили дозорные, предупреждая о регулярных нападениях мусульман. Во времена Войны Жнецов (1640 г.), по воле монарха Кастилии Фелипе IV здесь выстроили небольшую крепость, а в начале XVIII её заменили на добротный форт-крепость. Тора постоянно терпела преобразования, так с 1908 года длилось строительство Национального Дворца, позже строилась Испанская Деревня, Волшебный Фонтан, выставочный комплекс и другие сооружения в рамках подготовки к Всемирной Выставке 1929 года. Монтжуик – это не просто гора, это музейный центр, один из главных в Барселоне. В Национальном Дворце расположен Музей Каталонского Искусства, где хранится уникальная коллекция романской живописи. Археологический музей экспонирует предметы эпохи Греко-романской колонизации Эмпуриэс, а также иберийские и визигодские вещи, сохранившиеся до наших дней. Этнологический музей хранит памятники преколумбийской культуры, и искусства многих экзотических стран. Военный музей, расположенный на горе Монтжуик, который находится внутри крепости и Театр Лисеу - самое известное музыкальное учреждение Барселоны, так же стали достопримечательностью горы. Большой Театр Лисеу - это самый первый оперный зал в Испании. Он по праву назван самым большим оперным залом во всей Европе, после театра Ла Скала (Милан). Лисеу может вместить 3.000 зрителей, о его внутреннем убранстве и акустических характеристиках ходят легенды. Здание Театра Лисеу располагается на Рамбла делс Капучинс, на месте старинного монастыря. Здание построено в 1848 году, под руководством архитектора Микеля Рока. Вход в театр, его главный фасад непримечателен, прост и ярко контрастирует с внутренним великолепием. 

Кафедральный Собор

В центре Готического квартала возвышается великолепный памятник каталонского готического искусства - Кафедральный Собор Барселоны. Его начали возводить в конце XIII века, закончили в середине XVв. Он строился во славу Св. Эулалии, которая была одной из покровительниц Барселоны. В VI веке на этом месте распологалась палео-христианская базилика, разрушенная Аль Мансором в конце X века. В середине XI в. Рамон Беренген (имевший графский титул) и его супруга Альмодис решили выстроить на руинах базилики новый Кафедральный Собор в романском стиле. Однако Собор начал строиться лишь два с половиной века спустя, и выдержан он в готическом стиле: три нефа с единой абсидой, часовни абсиды по всему периметру. Тем, кто заглянет в Собор, рекомендуем обратить внимание на Хоры, на Склеп Святой Эулалии и Сокровищницу, а так же Крытую Галерею и, конечно, Музей. 

Развлечения

   Увидеть город во всём великолепии можно с горы Тибидабо. Оттуда как на ладони предстаёт красивейший Храм Святого Сердца и готический квартал Рабле, любимое место прогулок горожан и туристов. Своим неповторимым архитектурным стилем город обязан архитеркору Антонио Гауди. Гениальные творения этого зодчего: Собор святого Семейства и парк Гуэль - это символы Барселоны. По вечерам они купаются в музыке поющих фонтанов, построенных к открытию всемирной выставки в 1929 году на площади Испании. Звуки музыки и движения разноцветных струй – зачаровывающий танец, увидев его однажды, уже не забудешь никогда. Представление поящих фонтанов состоит из пяти частей, включающих и классику, и современные саунд-треки, визуальные эффекты оставляют сильное впечатление у туристов. Сегодня каталонская столица приглашает гостей на крупнейший в Европе футбольный стадион «Камп Ноу». Общеизвестно, что футбол для Испании это нечто большее, чем просто вид спорта, это культовая национальная игра. Обязательно надо посетить и центральный проспект Диагональ, высота небоскребов, которого кружит голову. Замечательная экскурсия по знаменитому огромному океанариуму (L'Aquarium) – это погружение в мир увлекательных морских чудес, одинаково захватывающее зрелище для детей и взрослых. Чего там только не увидишь: экзотические рыбки и морские коньки, величавые осьминоги и стремительные акулы, всевозможные скаты и многообразие других обитателей моря. Ценители истории могут отрешиться от суеты совремнного мира в прогулке по традиционной деревне, познать архитектурные традиции разных уголков Испании, купить загадочные и весёлые сувениры на память. Не премините побывать на бульваре Рамбла, ведь он для барселонцев, то же самое, что Арбат для москвичей, или Монмартр для парижан. Там сконцентрированы достопримечательности, места развлечений и отдыха, это традиционное место гуляний и празднеств. Бульвар Рамбла протянуллся от центра города - площади Каталонии прямиком к городскому порту. Начинается Рамбла железным фонтаном Каналетас, созданным в прошлом веке, а заканчивается огромным, видным издалека памятником Кристофору Колумбу (высота 87 м.). Какая столица в Европе может гордиться такой концентрацией культурной жизни? На бульваре Рамбла везде указатели, там можно найти поворот к библиотеке Каталонии, к Музею театрального искусства, к Центру искусств, к Музею восковых фигур, к Музею современного искусства, к Музею П.Пикассо и т.д. Рамбла - это не просто бульвар, скорее лаборатория искусства. Там вживую работают и постоянно устраивают выставки художники, происходят зрелищные спектакли, соревнуется в мастерстве актёры пантомимы, можно наблюдать за танцовщицами, постоянно играет музыка. Только представьте, вы идёте вдоль аллеи, где книжные развалы сменяются цветочными и птичьими базарами, сувенирными лавочками и т.д. Вдруг на долю секунды Ваш взгляд задерживает ярко раскрашенная большая гипсовая статуя римского патриция. Вы проходите её …и вдруг, каким-то пятым чувством, ощщущаете, что её зрачки медленно провожают вас, а потом и вся верхняя часть корпуса изваяния поворачивается вслед. Если выдержат нервы, поздравляем! Вы прошли испытание самым эффектным испанским уличным представлением – «живой статуей». Это искусство оттачивается долгими тренировками, как впрочем и другое уникальное испанское мастерство. Человек на площади исполняет народный танец сарданеллу, «танцуя» сразу за двоих партнеров. На нём балахон с куклами: мужчина и женщина в национальных костюмах. Исполнитель, которому пригодится постоянно быть под углом 90 градусов к земле, отплясывает столь задорно и грациозно, что трудно понять, что это один человек пляшет. В дни праздников на Рамбла около здания Министерства культуры создаётся группа «гигантов». Они - участники парадов, проходящих обычно от площади Каталонии до площади Мерседес, где по традиции располагается центр гуляния. Куклы 4-метровой высоты выстраиваются на тротуаре. Под одежами - деревянный «скелет», внутрь него влезает подготовленный к параду человек. Человека скрывают под тканью и парад начинается. В танце, под громкую музыку фигуры движутся к месту сбора. Посмотреть на это великолепие собирается немало желающих.

 Живые скульптуры

   В каталонской столице - великолепной Барселоне множество красивых скульптур. Тут можно встретить и средневековые изваяния, и современные сюрреалистические статуи. А вот в конце прошлого века город украсили совершенно уникальные – «живые» скульптуры. Они чаще всего встречаются в центре – на бульваре Рамбле. Этот аттракцион создали три знаменитых клоуна: Тонио, Пако и Пе-пе. Эти артисты гримировались и застывали, приняв забавные позы. Если прохожий бросал монетку, «скульптура» показывала какой-нибудь трюк. Такое развлечение быстро завоевало признание не только туристов, но и местных жителей. Сегодня на улицы Барселоны ежедневно выходят несколько десятков мимов. Большая часть из них - актеры из Латинской Америки, так как каталонцы в эту профессию стремятся редко. «Живые» скульптуры говорят, что летом их заработки доходят до 3000 евро в месяц, правда, зимой они снижаются до 1000-1500. Законодательно эта деятельность практически не регламентируется. Уличные артисты не платят налогов, не обложены данью, к ним предъявляются следующие требования: «рабочее место» мима не должно занимать не более 1,5 м, между композициями должно быть не менее 5 м. На бульваре Рамбле есть немало подозрительных личностей, в том числе, огромное количество карманников, обожающих «работать» около живых скульптур. Прохожие, теряют бдительность, увлечённо рассматривая представление, воришкам это на руку. У мимов различный подход к «работе». Кто-то совершенно неподвижно стоит, отвечая на монетку стандартными заученными, технически совершенными движениями. Другие же активны, включают в представление прохожих, шутят, острят. 

Парк Гуэль

Непосредственно за центром города раскидывается одно из произведений Антинио Гауди – это Парк Гуэль. Парк строился с 1900 по 1914 гг. в соответствии с пожеланиями заказчика - Эусеби Гуэля. Зодчий моздал проект городского парка в классической английской манере, чем старательно компенсировал индустриальную революцию в архитектуре Барселоны. Парк Гуэль - это роскошный шедевр ландшафтного и архитектурного строительства: буйство красок, преимущественно круглые формы, мозаика и уютные домишки, всё это - воплощение детской мечты о сказочно спокойном и прекрасном уголке на планете. Парк Гуэль справедливо назван уникальным искусственным пейзажем, в 1984 г. ЮНЕСКО объявила его всемирным достоянием. Центральная достопримечательность парка Гуель - огромная мозаичная ящерица, именно она является эмблемой Барселоны.